Функциональная грамотность — это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Составляющие функциональной грамотности:
- читательская грамотность
- естественнонаучная грамотность
- математическая грамотность
- финансовая грамотность
- креативное мышление
- глобальные компетенции
Нормативные документы:
-
Распоряжение Комитета по образованию от 03.10.2022 № 1936-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год
-
Письмо руководителям ГБОУ Невского района Санкт-Петербурга от 28.10.2022 № 34-1 "Об исполнении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год
- План мероприятий ГБУ "Информационно-методический центра", направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные на 2022-2023 учебный год
- План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ школы № 639 на 2022-2023 учебный год
- Распоряжение Комитета по образованию №2598-р от 15.09.2021 «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022-2023 учебный год».
- Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 3197-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2021 № 2920-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год"
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
- Распоряжение Администрации Невского района Санкт-Петербурга №4673-р от 24.09.2021 «О мерах по реализации распоряжения Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р» и план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных учреждений, находящихся в ведении администрации Невского района Санкт-Петербурга, на 2021-2022 учебный год.
- Распоряжение Администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.01.2022 № 247-р "О внесении изменений в распоряжение Администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.09.2021 № 4673-р" для использования в работе.
- План мероприятий методических объединений, направленный на формирование и оценку ФГ по направлениям обучающихся ГБОУ школы №639 в 2021-2022 учебном году
Перечень полезных ссылок на банк задач по функциональной грамотности:
- Институтом стратегии развития образования Российской Академии образования создан в открытом доступе банк задач по шести видам функциональной грамотности. К каждому заданию дано описание и критерии оценивания. Ссылка на сайт Института стратегии развития образования Российской Академии образования
- Архив работ международных исследований TIMSSи PISA
- Список литературы и электронных ресурсов по функциональной грамотности
- Статистика создания и выполнения работ из электронного банка заданий по функциональной грамотности
Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге
15.00-15.35 |
15.45-16.20 |
16.30-17.05 |
|
17.01.2022 Понедельник |
Открытие Единого дня функциональной грамотности (Комитет по образованию) Публичная лекция «Чему учат в школе? Зачем и как формировать функциональную грамотность у школьников» (СПб АППО, Глаголева Ю.И., Муштавинская И.В.) |
Мониторинговые исследования качества образования. Единый банк заданий на платформе РЭШ (СПбЦОКОиИТ, Комлева М.А.) |
|
18.01.2022 Вторник |
Математическая грамотность |
Старт II городского конкурса педагогического мастерства «Методические разработки, направленные на повышение финансовой грамотности учащихся образовательных организаций» (СПб АППО, Журавлева О.Н., Полковникова Т.А.) |
|
Представление лучших практик формирования математической грамотности (ОО) |
Мастер-класс по формированию МФГ (СПб АППО, Лукичева Е.Ю.) |
||
19.01.2022 Среда |
Читательская грамотность |
Мастер-класс по формированию креативного мышления (СПб АППО, Абдулаева О.А.) |
|
Представление лучших практик формирования читательской грамотности (ОО) |
Мастер-класс по формированию ЧФГ (СПб АППО, Федоров С.В., Малышева И.Ю.) |
||
20.01.2022 Четверг |
Естественнонаучная грамотность |
Мастер-класс по формированию глобальных компетенций (СПб АППО, Киселёв Ю.П.) |
|
Представление лучших практик формирования естественнонаучной грамотности (ОО) |
Мастер-класс по формированию ЕНФГ (Крылова О.Н., Гаврилин Р.А.) |
||
21.01.2022 Пятница |
Мастер-класс по проведению педсовета «Проблемы и вызовы современных оценочных процедур: как школе преодолеть «отторжение»» (СПбЦОКОиИТ, Юдина И.А.) |
Мастер-класс «Родительское собрание по вопросам формирования функциональной грамотности» (СПб АППО, Бойцова Е.Г.) |
Подведение итогов участия обучающихся 8-9 классов в марафоне по выполнению заданий РЭШ Рекомендации по проведению ЕДФГ в образовательной организации. Закрытие ЕДФГ (Комитет по образованию) |
Цикл вебинаров "Формирование функциональной грамотности"
- Вебинар "Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по оценке функциональной грамотности. Работа на платформе РЭШ" (Вебинар проводит: Святова Е.Н., методист ГБУ ИМЦ по русскому языку и литературе). Презентация Читательская грамотность
- Вебинар "Формирование и оценка естественно-научной грамотности. Работа на платформе РЭШ" (Вебинар проводят: Нечаева Г.А., методист ГБУ ИМЦ по биологии и Маркова Е.Н., методист ГБУ ИМЦ по географии). Презентация Естественно-научная грамотность
- Вебинар "Формирование математической грамотности. Работа на платформе РЭШ" (Вебинар проводит: Золотова А.В., методист ГБУ ИМЦ по математике). Презентация Математическая грамотность
Итоги работы ГБОУ школы №639 с платформой РЭШ
По состоянию на 28.02.2022 в ГБОУ школе № 639 Невского района Санкт-Петербурга проведены все необходимые работы по следующим видам функциональной грамотности:
- Математическая грамотность в 8-х и 9-х классах
- Естественнонаучная грамотность в 8-х и 9-х классах
- Читательская грамотность в 8-х и 9-х классах
- Глобальные компетенции в 6-х классах
Вид грамотности |
Параллель |
Дата проведения работы |
Количество учащихся по списку |
Количество учащихся по факту |
Количество проверенных работ |
Количество экспертов |
Математическая грамотность |
8 |
23.12.2021 |
104 |
97 |
97 |
3 |
Математическая грамотность |
9 |
21.12.2021 |
67 |
67 |
67 |
1 |
Глобальные компетенции |
6 |
21.01.2022 |
112 |
121 |
121 |
1 |
Естественнонаучная грамотность |
8 |
17.01.2022 |
104 |
85 |
85 |
3 |
Естественнонаучная грамотность |
9 |
11.01.2022 |
67 |
63 |
63 |
2 |
Читательская грамотность |
8 |
2.02.2022 |
104 |
93 |
93 |
3 |
Читательская грамотность |
9 |
25.01.2022 |
67 |
62 |
62 |
1 |
ИТОГО |
|
|
625 |
588 |
588 |
|
В срок с 04.04.2022 по 20.04.2022 запланировано проведение работы по креативному мышлению из банка заданий для оценки сформированности функциональной грамотности (https://fg.resh.edu.ru/) в каждом классе в параллелях 8-9 классах).
Полезные ссылки
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по ФГ : https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ:https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности:https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionaln